Е.П.Блаватская. "Некоторые указания для каждодневного пользования"

                                 Е.П.Блаватская

                             ПРАКТИЧЕСКИЙ ОККУЛЬТИЗМ
____________________________________________________________________________

                 НЕКОТОРЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ КАЖДОДНЕВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

   Выдержки, из которых оставлена эта статья, могут показаться несколько раз-
 розненными, и поскольку первоначально они не пpедназначались для публикации.
   Впервые они  были опубликованы под заголовком "Изучеиие Теософии" в надеж-
 де,  что читатель усмотрит намек и сам начнет прибегать к ежедневным  выпис-
 кам,  сохраняя,  таким образом,  конспекты прочитаниых книг и извлекая из их
 чтения практическую пользу.  Следуя этому, читатель мог бы сжатой форме сох-
 ранить то, что на его взгляд выражало бы суть книги. Чтение нескольких цитат
 каждым утром,  усилие приложить их затем в жизни в течение дня,  и медитацию
 на них в свободное время, - также полезно предложить начинающему.

                                   I

   Вставайте рано,  как только проснетесь, не лежите праздно полусонныеполуп-
 роснувшиеся в постели.  Затем горячо помолитесь о духовном возрождении всего
 человечества, и о тех, кто борется на пути истины, - чтобы ваши молитвы под-
 держали их и помогли им трудиться более ревностно и успешно;  и чтобы в  вас
 укрепилось противостояние соблазнам чувств. Мысленно представьте образ свое-
 го Учителя, погруженного в Самадхи. Добейтесь постоянного Изображения с пол-
 нотою  всех деталей,  думайте о Нем с благоговением,  и молитесь,  чтобы все
 ошибки упущений и прегрешений могли быть прощены. Это в большой мере укрепит
 вашу силу сосредоточения,  очистит сердце, пойдет на пользу во многих других
 отношениях. Или углубитесь в недостатки своего характера: детально разберите
 их  пагубное  воздействие и преходящность наслаждений,  доставляемых ими,  и
 твердо желайте приложить все ваши силы,  чтобы не поддаться им  в  следующий
 раз. Подобный самоанализ и привлечение самого себя к суду собственной совес-
 ти помогут вашему духовному росту в степени,  о какой вы прежде  даже  и  не
 мечтали. Во время умывания упражняйте вашу волю с целью смыть заодно с физи-
 ческой грязью тела также и нравственные нечистоты.  В отношениях  с  другими
 соблюдайте следующие правила.  1.  Никогда не делайте того,  что не является
 вашим долгом,  то есть не делайте ненужные дела. Прежде чем что-либо делать,
 подумайте,  является  ли это вашим долгом.  2.  Никогда не говорите ненужных
 слов.  Прежде чем произнести их, подумайте о возможных последствиях. Никогда
 не позволяйте себе нарушать свои принципы,  уступая, давлению окружающих. 3.
 Никогда не позволяйте ненужным или пустым мыслям занимать ваш ум.  Это легче
 сказать,  чем сделать.  Вы не можете в одно мгновение сделать ваш ум чистым.
 Потому вначале старайтесь пресечь дурные или праздные мысли,  устремляя ум к
 pазбору своих ошибок или к созерцанию Совершенных. 4. Во время еды упражняй-
 те волю с целью,  чтобы пища хорошо переваривалась и строила бы ваше тело  в
 гармонни с вашими духовными устремлениями,  и не рождались бы дурные страсти
 и грешные мысли. Ешьте только когда вы испытываете голод, пейте только когда
 вы испытываете жажду, и никогда иначе. Если какое-либо особое блюдо начинает
 прельщать ваш желудок,  не уступите соблазну отведать его только чтобы удов-
 летворить свое желание.  Припомните,  что удовольствие, получаемое от эгого,
 не существовало всего лишь несколькими секундами раньше,  и что оно исчезнет
 несколько секунд спустя;  что это - преходящее удовольствие,  и что то,  что
 теперь является удовольствием, при больших дозах превратится в боль; что это
 доставляет  удовольствие  лишь языку;  что если приобретение задуманной вещи
 требует больших усилий,  и вы поддаетесь страсти заполучить ее, то вы не ос-
 тановитесь  ни  перед чем,  чтобы достичь цели;  что поскольку имеется нечто
 другое, способное наградить вас вечным блаженством, подобная привязанность к
 преходящим  вещам в лучшем случае есть просто глупость;  что вы не являетесь
 ни телом, ни чувствами, потому удовольствие или боль, переживаемые последни-
 ми, в сущности не имеют власти над вами, и так далее. Придерживайтесь подоб-
 ной линни рассуждения при всех других случаях искушения, и хотя вы часто бу-
 дете  терпеть  неудачу,  все же со временем вы добьетесь успеха.  Не читайте
 много.  Если вы читаете десять минут, то размышляйте много часов. Привыкайте
 к одиночеству,  привыкайте оставаться наедине со своими мыслями. Утвердитесь
 на мысли,  что никто кроме вас самих не в состоянии помочь вам, и постепенно
 прекратите всякую привязанность ко всему.  Прежде чем заснуть,  молитесь как
 вы молились утром. Пересмотрите свои поступки за день, и отметьте свои ошиб-
 ки, и примите решение не повтоpять их завтpа. (1)*


____________________

   * Цифpы в скобках соответствуют списку литеpатуpы в конце статьи.



                                   II

   Правильным побуждением к поиску само-познания будет побуждение,  связанное
 с познанием, а не с самостью. Самопознание - достойная вещь в силу наличия в
 нем  знания,  а  не в силу его связи с нашей личность.  Главным условием для
 достижения самопознания будет чистая любовь.  Стремись к  знанию  из  чистой
 любви,  и твои усилия в конце концов увенчаются самопознанием.  Возрастающее
 нетерпение ученика есть верный показатель, что ученик трудится ради награды,
 а не из любви,  а это в свою очередь доказывает, что он недостоин величайшей
 победы, сохраняемой для тех, кто действительно тpудится из чистой любви (2)
   "Бог" в нас - то есть Дух Любви и Истины, Справедливости и Мудрости, Добра
 и Мощи - должен стать нашей единой истинной и  непрестанной  Любовью,  нашим
 единым оплотом во всем,  нашей единой Верой,  которой, как твердой скале, мы
 всегда можем довериться; нашей единой Надеждой, которая никогда нам не изме-
 нит,  даже  если все остальное погибнет;  и единой целью,  которой мы должны
 достичь с помощью Терпения,  смиренно ожидая пока наша дурная карма не будет
 исчерпана, и божественный Искупитель не откроет нам Свое присутствие в нашей
 душе.  Двери,  через которые Он приходит,  называются Довольством; ибо недо-
 вольный  своим положением недоволен законом,  который сделал его таким,  как
 оно есть, и поскольку Бог Сам является законом, он не придет к тому, кто не-
 доволен Им. (3)
   Если мы признаем, что движемся в потоке эволюции, то каждое обстоятельство
 мы  должны  принимать именно как должное.  И в наших неудачах при совершения
 намеченных действий мы должны видеть величайшую помощь, ибо нет для нас дру-
 гого пути научиться спокойствию, требуемому от нас Кришной. Если бы все наши
 планы были успешны,  мы не испытали бы противоположений.  Кроме  того,  наши
 планы могут быть невежественными и потому неправильными, и добрая Природа не
 позволит нам их осуществить.  Мы не виноваты за план, но мы можем навлечь на
 себя плохую карму нежеланием смириться с невозможностью его выполнения.  Во-
 обще,  если вы испытываете подавленность,  то в такой же самой степени  ваши
 мысли  теряют в силе.  Можно сидеть в тюрьме и все же быть работником общего
 дела.  Потому прошу вас, очистите ваши мысли от малейшего недовольства окру-
 жающими обстоятельствами. Если вам удастся воспринимать все события как про-
 исходящие в точности так, как вы этого желали, то это не только послужит ук-
 реплению ваших мыслей, но и укрепляюще отразится на вашем теле. (4)
   Действовать, и действовать мудро, когда наступает время действия, ожидать,
 но  ожидать  терпеливо,  когда  время покоя - приводит человека к гармонии с
 приливами и отливами (в делах),  так что опираясь на природу и закон и  имея
 путеводной звездой истину и добро,  он может творить чудеса.  Незнание этого
 закона приводит к периодам безрассудного энтузиазма  с  одной  стороны,  или
 депрессии и даже отчаяния с другой.  Так человек становится жертвой приливов
 и отливов, тогда как ему следовало бы быть их Властителем. (5)
   Наберись терпения, Путник, как тот, кто не боится неудачи, не ищет успеха.
 (6)
   Накопленная энергия - не может быть уничтожена, она должна быть переведена
 в другие формы или преобразована в дpугие виды движения;  она не  может  ос-
 таться  навеки  бездействующей и все же продолжать существовать.  Бесполезно
 пытаться заглушить страсть,  которой мы не в силах управлять. Если ее накап-
 ливающаяся  энергия  не вводится в другие каналы,  она будет расти,  пока не
 станет сильнее чем воля и сильнее чем рассудок.  Чтобы контролировать ее, вы
 должны ввести ее в другой, высший канал. Так, любовь к чему-то пошлому может
 быть заменена превращением ее в любовь к чему-то возвышенному, и порок может
 быть  превращен в добродетель изменением его цели.  Страсть слепа,  она идет
 куда ее ведут,  и рассулок - для нее является более надежным  руководителем,
 чем инстинкт. Накопившийся гнев (или любовь) непременно найдет какой-то объ-
 ект,  чтобы излить на него свою ярость, иначе он может вызвать взрыв, разру-
 шительный для своего хозяина;  спокойствие следует за штормом. Древние гово-
 рили,  что природа не терпит пустоты.  Мы не можем уничтожить или упразднить
 страсть. Если ее отогнать, другое стихийное воздействие займет ее место. По-
 тому не следует пытаться уничтожить низкое,  не ставя ничего взамен, но сле-
 дует заменить низкое высоким, порок добродетелью, суеверие знанием. (7)

                                   III

   Знай, что  нет исцеления от желания,  нет исцеления от жажды награды,  нет
 исцеления от пытки неудовлетворенной страсти иного, как только в устремления
 взора и слуха на то, что незримо и безмолвно. (8)
   Человек должен верить в свою врожденную способность развития. Человек дол-
 жен отклонить боязнь перед своей высшей природой и не должен отступать перед
 напором своего меньшего или материального я. (9)
   Все прошлое  показывает,  что  трудность  не может служить оправданием для
 уныния,  и тем более для отчаяния,  в противном случае мир не имел бы многих
 чудес цивилизации. (10)
   Решимость наступления есть первая необходимость для избравшего свой  путь.
 Где же найти ее?  Присмотревшись, нетрудно увидеть, в чем другие черпают эту
 решимость. Ее источник - непоколебимая убежденность. (11)
   Воздержись потому,  что воздержаться правильно,  а не чтобы очистить себя.
 (12)
   Человек, ведущий войну с самим собой и побеждающий в этой битве,  способен
 на это лишь когда он ясно осознает,  что эта война -  единственное  дело  на
 свете, достойное делания. (13)
   "Не отвечай на зло",  то есть не жалуйся и не раздражайся  при  неизбежных
 неприятностях жизни. Забудь о себе (работая для других). Если люди оскорбля-
 ют,  преследуют тебя, причиняют тебе зло, следует ли отвечать на это? Проти-
 водействием мы создаем еще большее зло. (14)
   Непосредственная работа,  какова бы она ни была, обладает абстрактным ста-
 тусом долга, и ее относительная важность или незначительность не должна быть
 принимаема во внимание. (15)
   Лучшим лекарством против зла будет не полавление,  а устранение желания, и
 это лучше всего достичь постоянным погружением ума в мир божественного. Зна-
 ние Высшего Я теряется при устремлении ума на беспечное отрицание вещей, со-
 ответствующих стихийному рассудку (16)
   Наша натура настолько низка, горда, тщеславна, настолько полна собственны-
 ми прихотями,  суждениями и воззрениями, что если бы не сдерживалась искуше-
 нием,  она погибла бы безнадежно;  потому мы бываем искушаемы до конца с той
 целью, чтобы познать себя и обрести смирение. Знай, что наибольшее искушение
 - это пребывать без искушений, и потому радуйся, когда оно преследует тебя и
 со смирением, спокойствием и постоянством противостой ему. (17)
   Прочувствуй, что нет такого действия,  которое следовало бы совершить ради
 себя,  но что Божеством на тебя наложены определенные  обязанности,  которые
 должны быть исполнены. Желайте Бога и ничего из того, что Он может дать вам.
 (18)
   Все необходимое  должно  быть  совершено,  но  не pади плодов совершаемого
 действия. (19)
   Если все действия совершаются с полной уверенностью,  что они не имеют ни-
 какого значения для делателя,  но совершаются просто потому, что должны быть
 совершены - другими словами,  потому, что природе человека свойственно дейс-
 твовать - тогда самовлюбленная личность в нас  будет  становиться  слабее  и
 слабее,  пока не обретет вечный покой,  позволив сознанию, раскрывающему Ис-
 тинное Я, воссиять во всей его славе.
   Не должно  допускать,  чтобы радость или боль отклоняли тебя от намеченной
 цели. (20)
   До тех пор пока Учитель не сочтет нужным,  чтобы ты пришел к Нему,  будь с
 человечеством,  и бескорыстно трудись ради его развития и прогресса.  Только
 это может пpинести подлинное удовлетвоpение. (21)
   Знание увеличивается пропорционально его употреблению - то есть, чем боль-
 ше мы учим,  тем больше учимся.  Потому,  Искатель Истины, с верой ребенка и
 волей Посвященного,  раздели накопленное тобой с тем,  кто не имеет чем уте-
 шить себя на своем пути. (22)
   Ученик должен полностью осознать, что сама мысль о личных правах вырастает
 именно  из ядовитого качества змеи Самости.  Он не должек взирать на другого
 человека как на личность, которую можно осуждать или порицать, также не сле-
 дует возвышать голос всвою защиту или оправдание. (23)
   Среди людей у тебя нет врагов,  нет друзей.  Все в равной степени являются
 твоими учителями. (24)
   Отныне ты не должен трудиться,  чтобы извлечь какую-либо  выгоду,  мирскую
 или духовную,  но чтобы исполнить закон бытия, который является благой волей
 Господней. (25)

                                   IV

   Живи не в настоящем и не в будущем,  живи только в вечном. Гигантский сор-
 няк (зло) не может цвести там; этот позор существования разлагается в атмос-
 фере вечной мысли. (26)
   Чистота сердца - необходимое условие для достижения "Знания Духа".  Очище-
 ния этого можно достичь двумя основными способами. Во-первых, настойчиво го-
 ни от себя всякую дурную мысль;  во-вторых, сохраняй равновесие ума при всех
 условиях, никогда не допускай возбуждеяия или раздражения. Ты убедишься, что
 этим двум способам очищения белее всего способствует преданность и сострада-
 ние. Мы не должны сидеть без дела и не прилагать усилий к продвижению только
 потому,  что не чувствуем себя чистыми. Пусть каждый явит устремление и тру-
 дится по-настоящему, но он должен трудиться в правильном напpавлении, и пер-
 вым шагом на этом пути будет очищение сердца. (27)
   Ум требует очищения, как только ты испытал гнев или произнес ложь, или без
 необходимости обсуждал недостатки других, или сказал (сделал) что-нибудь ра-
 ди лести, или ввел кого-либо в заблуждение не искренней речью или поступком.
 (28)
   Стремящиеся к освобождению должны избегать страстей,  гнева,  алчностн,  и
 развивать в себе мужественное подчинение Священным Писаниям, изучение Духов-
 ной философии, и неуклонность в ее практическом осуществлении. (29)
   Побуждаемый эгоистическими  соображениями  не может взойти на небеса,  где
 личных соображений не существует.  Не заботящийся о  Небесах,  но  довольный
 своим  положением - уже на Небесах,  тогда как недовольный тщетно будет взы-
 вать к ним.  Не иметь личных желаний значит быть свободным и  счастливым,  -
 "Небеса" именно и служат обозначением состояния,  которому присущи свобода и
 счастье.  Человек, действующий благотворительно в надежде на вознаграждение,
 не будет счастлив,  пока не получит его, но как только награда получена, его
 счастье кончается.  Не может быть вечного покоя и счастья, пока что-либо ос-
 тается недоделанным, и исполнение долга приносит свое собственное вознаграж-
 дение. (30)
   Считающий себя более святым,  чем кто-либо другой,  таящий в себе гордость
 за свою непричастность к пороку или глупости,  считающий себя мудрым или ка-
 ким-то  иным  образом  возносящий  себя над своими товарищами - не годен для
 ученичества.  Человек должен стать как дитя,  прежде чем сможет  вступить  в
 Царствие Небесное. Добродетель и мудрость - явления возвышенные, но если они
 порождают гордыню и чувство отделенности  от  остального  человечества,  они
 суть лишь змеи твоего "я",  принявшие более приглядный вид. Первое из правил
 - это отдача и пожертвование сердцем человека и его эмоциями; это подразуме-
 вает "достижение равновесия,  непоколебимого личными эмоциям". Без промедле-
 ния претворяй свои добрые намерения в дела,  не оставляй ни единого  из  них
 только  лишь намерением.  Единственно верный образ действия - претворять по-
 буждения в дела ради их самих, никогда ради вознаграждения; не предпринимать
 что  бы то ни было лишь из надежды на результат,  но также не потворствовать
 склонности к пассивности. Через вepy* очищается сердце от страстей и глупос-
 ти; от этого


 ___________________
   * То есть знание,  которое приходит путем приложения в жизни бескорыстия и
 милосердия.


 происходит овладение телом и, после всего этого, подчинение чувств. (31)
   Признаки озаренного мудреца: 1) он свободен от всех желаний*, и знает, что


 ___________________
   * Лучше всего это достигается путем постоянного погружения ума  в  явления
 божественные.


 лишь истинное Эго или Всевышний Дух есть блаженство, все остальное - страда-
 ние;  2) он свободен от пристрастия или неприязни ко всему,  что может выпа-
 дать на его долю,  и действует без предвзятости.  И затем следует подчинение
 чувств,  которое бессмысленно и часто губительно, вследствие разрастания ли-
 цемерия и духовной гордыни,  без второго условия,  а оно, в свою очередь, не
 имеет большой пользы без первого. (32)
   Кто не прилагает в жизни альтруизм, кто не готов разделить последнюю крош-
 ку* со слабым или бедным, кто не считает нужным помочь своему брату


 ___________________
   * Это  нужно  понимать в самом широком смысле,  то есть в смысле духовного
 знания и т. д.


 человеку (какой бы то ни было расы, национальности или вероисповедания), где
 бы и когда бы он ни встретил страдание, кто отвращает ухо от горестного пла-
 ча человеческого несчастья, кто присутствует при поношении невинного челове-
 ка и не защищает его как самого себя, - тот не теософ. Не поступает правиль-
 но тот,  кто оставляет свои явные жизненные обязанности, уповая на Божью во-
 лю.
   Исполняющий свои обязанности с мыслью, что их неисполнение навлечет на не-
 го нечто недоброе,  устранит трудности с его пути, - трудится ради результа-
 та. Обязаности должны быть исполняемы, просто как приказ Бога, Который в лю-
 бой момент может распорядиться об их отмене.  До тех пор пока  беспокойность
 нашей  натуры не уступила место спокойствию,  мы должны трудиться,  посвящая
 Божеству все плоды наших действий и относя к  Нему  способность  правильного
 свершения дел.  Истинная жизнь человека - это покой в тождестве с Высшим Ду-
 хом.
   Эта жизнь  не  порождается какими-либо нашими действиями,  она реальность,
 "истина",  и совершенно независима от нас.  Осознание несуществования всего,
 что представляется противоречащим этой истине,  является новым сознанием,  а
 не действием.  Освобождение человека никак не связано с его действиями. Пока
 деяния  способствуют  осознанию  нашей  полной неспособности освободиться от
 оков обусловленного существования,  они - наши помощники;  после прохождения
 этой ступени деяния становятся скорее препятствием,  нежели помощью. Те, кто
 трудится в соответствии с Божественными велениями, зная, что способность так
 трудиться  есть  дар  Божий,  а не свойство само-сознающей природы человека,
 достигают освобождения от необходимости действия. Тогда чистое сердце напол-
 няется  истиной  и восприемлет тождество с Божеством.  Человек должен сперва
 освободиться от мысли,  что он сам что-то в действительности  делает,  зная,
 что все действия вращаются в "трех качествах природы"**, и ни в


 ___________________
   ** т.е. в трех гунах.


 малейшей степени в его душе.  Затем он должен основать все свои действия  на
 преданности. Это означает посвятить все свои действия Всевышнему, а не себе.
 Он должен принять в качестве Бога,  которому он жертвует,  либо  себя,  либо
 другого реального Бога - Ишвару,  и все его дела происходят или во имя себя,
 или во имя Всего.  Здесь вступает в силу значимость побуждения.  Ибо если он
 совершает великие подвиги на благо человека,  или приобретает знание,  чтобы
 помочь людям, побуждаемый мыслью, что таким образом он достигнет спасения, -
 действует только ради своего собственного блага,  и, следовательно, жертвует
 самому себе.  Поэтому он должен быть внутренне предан Всему,  помня,  что он
 является не исполнителем действий, но лишь свидетелем их. Поскольку он нахо-
 лится в смертном теле, он подвержен сомнениям, которые непременно возникнут.
 Они  возникнут  вследствие  его незнания чего-либо.  Потому он должен суметь
 рассеять сомнения "мечом знания".  Ибо как только он имет готовый  ответ  на
 какое-то сомнение, оно рассеивается. Все сомнения исходят из низшей природы,
 и никогда ни в коем случае из высшей природы. По мере того как он становится
 все более и более преданным, он способен все более воспринимать знание, зак-
 люченное в его Саттва (благой) природе. Ибо говорится: "Человек, совершенный
 в преданности (или настойчиво взращивающий ее),  со временем спонтанно обна-
 руживает духовное знание внутри себя".  Также: "Человек, склонный к сомнени-
 ям,  не наслаждается ни этим миром, ни другим (миром Дэва), ни конечным бла-
 женством".  Последняя фраза развеивает представление,  что раз это Высшее  Я
 имеется  в  нас,  оно восторжествует над необходимостью знания (даже если мы
 погрязли в праздности и сомнениях),  и приведет нас к конечному блаженству с
 основным потоком человечества. (33)
   Истинная молитва есть созерцание всего священного,  его приложения к себе,
 к  собственной  каждодневной  жизни  и делам,  сопровождаемое самым сильным,
 сердцем прочувствованным желанием усилить это влияние и сделать  нашу  жизнь
 лучше и возвышеннее, чтобы хоть какое-то знание божественного могло быть до-
 верено нам.  Все подобные мысли должны быть крепко пропитаны осознанием Выс-
 шей и Божественной Сущности, от Которой все берет свое начало. (34)
   Духовная культура достигается через сосредоточение. Оно должно продолжать-
 ся ежедневно и применяться в каждый момент. Медитация, согласно определению,
 есть "прекращение активной внешней мысли".  Сосредоточение  есть  посвящение
 всей своей жизни определенной цели.  Например, любящей матерью будет та, ко-
 торая всегда и прежде всего учитывает интересы своих детей,  и  все  стороны
 этих интересов, но не та, которая весь день будет размышлять только об одном
 аспекте их интересов.  Мысль обладает самопорождающей силой, и когда ум при-
 держивается одной мысли, он окрашивается ею, и как бы мы сказали, все корре-
 ляты этой мысли всплывают в уме.  В результате,  мистик приобретает знание о
 любом явлении,  о котором он непрерывно размышляет в глубоком созерцаиии.  В
 этом основа слов Кришны:  "Устреми свою мысль ко Мне, положись только на Ме-
 ня,  и ты непременно придешь ко Мне". Жизнь - великий учитель: она есть про-
 явление Души,  а Душа проявляет Всевышнего.  Потому все пути хороши, все они
 лишь части великой цели,  имя которой - Преданность. "Преданность есть успех
 в действии",  говорит "Бхагавад Гита".  Психические силы, по мере их появле-
 ния,  также должны быть применяемы, ибо они раскрывают законы. Но не следует
 преувеличивать их значенне, также не следует недооценивать их опасность. По-
 лагающийся на них подобен человеку,  возродившемуся и ликующему от того, что
 он достиг первой промежуточной станции на пути к вершинам,  которые он наме-
 рен покорить. (35)

                                   V

   Человек не  может  быть  спасен  никакой внешней силой - это вечный закон.
 Будь это возможно,  какой-нибудь ангел мог бы уже давно посетить землю,  из-
 речь небесные истины и,  продемонетрировав возможности духовной природы, до-
 казать сознанию человека сотни фактов, о которых тот и не ведает. (36)
   В духе преступления совершаются столь же явно,  как и в деяниях тела. Тот,
 кто по любому поводу ненавидит другого, кто наслаждается местью, кто не про-
 щает обиды,  - полон духом убийства, хотя никто может и не знать этого. Под-
 чиняющийся лживым убеждениям и преступающий свою совесть по приказу какой бы
 то ни было организации,  порочит свою собственную божественную душу и потому
 "произносит имя Господа всуе",  хотя и не  произносит  никаких  богохульств.
 Тот,  кто  полон  страстей и потворствует пустому удовлетворению чувственной
 природы,  в пределах или же вне брачных уз,  тот есть  истинный  прелюбодей.
 Тот,  кто лишает любого из своих собратьев света, блага, помощи, содействия,
 которые он мог бы благополучно оказать ему и живет ради  накопления  матери-
 альных благ, для своего личного самоуслаждения, тот есть истинный грабитель;
 и тот,  кто посредством клеветы или любым другим обманным путем крадет у ок-
 ружающих  их  драгоценное  достояние - доброе имя тот есть настоящий вор,  и
 притом из самых преступных. (37)
   Если бы  только люди были честны перед самими собою и добросердечно распо-
 ложены к другим, то в их оценке и смысла жизни, и ценностей этой жизни прои-
 зошел бы огромный переворот. (38)
   РАЗВИВАЙ МЫСЛЬ.  Сосредоточив всю силу своей души,  стремись закрыть двери
 своего ума всем случайным мыслям,  не допуская ни одной помимо тех,  которые
 призваны раскрыть тебе нереальность жизни чувств и Покой  Внутреннего  Мира.
 Денно и нощно размышляй о нереальности самого себя и окружающего мира. Появ-
 ление порочных мыслей менее вредно чем праздных и безразличных.  Ибо  против
 порочных  мыслей ты всегда начеку в решимости бороться и обуздать их,  и эта
 решимость помогает развивать силу воли.  Но безразличные мысли  способствуют
 лишь отвлечению внимания и пустой трате энергии.  Первое наиболее существен-
 ное заблуждение, которое тебе придется преодолеть, - это отождествление себя
 со  своим физическим телом.  Начни смотреть на свое тело лишь как на дом,  в
 котором ты временно поселился, и тогда ты никогда не уступишь его соблазнам.
 Последовательными  натисками старайся побороть наиболее явные слабости своей
 природы путем развития мысли в направлении,  которое убьет в тебе каждую от-
 дельную  страсть.  После первых усилий ты почувствуешь невыразимую пустоту в
 сердце; не бойся, но прими это как нежные сумерки, возвещающие восход солнца
 духовного блаженства.  Печаль не есть зло.  Нe жалуйся: то, что кажется тебе
 страданием и препяствием,  часто на самом деле представляет собой таинствен-
 ные  усилия природы помочь тебе в твоем труде,  если ты сумеешь правильно их
 использовать. Взирай на все обстоятельства с благодарностью ученика. (39)
   Любое недовольство есть роптание на закон развития. Остерегаться следует
 лишь страдания, которое впереди. Прошлое неможет быть изменено или
 исправлено; того, что приналлежнт опыту настоящего, невозможно и ненужно
 остерегаться; но в равной степени слелует остерегаться тревожного ожидания
 или страха перед будущим и любого действия или импульса, которые могли бы
 стать причиной страданий в настоящем или будущем для нас самих или для
 других. (40)


   У человека нет более ценной собственности,  чем возвышенный идеал, к кото-
 рому он неустанно устремляется, и в соответствии с которым он формирует свои
 мысли и чувства,  и строит - а это лучшее,  что он  может  сделать,  -  свою
 жизнь.  И  если он будет стараться не столько выглядеть,  сколько стать,  он
 непременно будет мало по малу приближаться к своей цели. Однако цели этой не
 достичь без борьбы; также и реальный прогресс, осознаваемый им, не породит в
 нем самомнения или самодовольства; ибо если его идеал высок, и если он дейс-
 твительно  приближается к нему,  то он скорее будет чувствовать незначитель-
 ность своего "я", нежели его разбухание. Возможности дальнейшего продвижения
 и осознание все более высоких планов бытия, раскрывающихся перед ним, не ос-
 лабят его рвения,  хотя неизбежно уничтожат его самомнение. Именно это осоз-
 нание  безграничных  возможностей человеческой жизни необходимо,  чтобы пол-
 ностью уничтожить скуку и обратить безразличие в устремление. Жизнь приобре-
 тает свой истинный смысл только когда становится ясным ее назначение и когда
 ее блестящие возможности оценены по достоинству.  Самый прямой и верный путь
 к  достижению этих более высоких планов - это воспитание и развитне принципа
 альтруизма,  как в мыслях, так и в действиях. Воистину узким будет кругозор,
 ограниченный собственным "я",  оценивающий все через призму своих личных ин-
 тересов,  ибо такая самоограниченная душа не в  состоянии  представить  себе
 сколь-нибудь высокий идеал,  или приблизиться к более высокому плану сущест-
 вования.  Условия для такого продвижения заключены внутри человека, а не вне
 его и, по счастью, не зависят от обстоятельств и условий жизни. Потому, каж-
 дому предоставлена возможность восходить все к новым и новым высотам  бытия,
 и  таким  образом  сотрудничать с природой в исполнении явленного назначения
 жизни. (41)
   Если целью  жизни мы считаем лишь удовлетворение нашего материального "я",
 обеспечение его всевозможным комфортом,  и верим, что этот материальный ком-
 форт дарует нам высшее состояние возможного счастья,  то мы принимаем низкое
 за высокое,  иллюзию за истину.  Наш материальный образ жизни есть следствие
 материального строения наших тел.  Мы - "черви земли", ибо всеми своими уст-
 ремлениями мы липнем к земле. Вступи мы на путь эволюции, следуя по которому
 мы становимся менее матернальными и более эфирными, - и установилась бы сов-
 сем иная форма цивилизации. Вещи, представляющиеся в данный момент незамени-
 мыми и необходимыми, потеряли бы всякую ценность; если б мы могли переносить
 свое сознание с быстротой мысли из одной части земного шара в другую, нынеш-
 ние средства сообщения стали бы по-просту излишними.  Чем глубже мы погружа-
 емся в материю,  тем больше требуется материальных средств для комфорта,  но
 неотъемлемый и могущественный бог в человеке не материален и не подлежит ог-
 раничениям, которым подчиняется материя. Что действительно необходимо в жиз-
 ни? Ответ на этот вопрос полностью зависит от того, что мы считаем необходи-
 мым.  Железные дороги,  пароходы и т.п.  сейчас являются необходимостью  для
 нас,  и  однако  же  миллионы людей жили долго и счастливо и не ведая о них.
 Один не представляет себе жизнь без дюжины дворцов,  другой  -  без  кареты,
 третий  -  без трубки табака,  и так далее.  Но все эти вещи необходимы лишь
 постольку, поскольку сам человек их таковыми сделал. Они образуют такое сос-
 тояние,  в  котором  человек доволен сам собой,  и искушают его оставаться в
 этом состоянии, не желая ничего более высокого. Они могут даже мешать разви-
 тию человека, вместо того, чтобы подвигать его вперед. Если мы действительно
 стремимся к росту духовному,  все материальное не должно  более  становиться
 необходимостью для нас. Именно страстное желание и расточение мысли ради все
 новых и новых удовольствий низшей жизни препятствует людям вступить в высшую
 жизнь. (42)



 Список литературы:

  1. Teosophist, aug. 1889.
  2. Ibid.
  3. Teosophical Siftings, #8, vol.2, F.Hartmann.
  4. Path, aug. 1889.
  5. Ibid., july 1889.
  6. Голос Безмолвия.
  7. F.Hartmann. Magic.
  8. Свет на Пути, Карма.
  9. Ibid. Комментарии.
 10. Through the Gates of Gold.
 11. Ibid.
 12. Свет на Пути.
 13. Through the Gates of Gold.
 14. Path, aug. 1887.
 15. Lucifer, feb. 1888.
 16. Бхагавадгита.
 17. Molinos. Spiritual Guide
 18. Бхагавадгита.
 19. Ibid. (Введение к английскому переводу Мохини.)
 20. Свет на Пути. (Комментарии).
 21. Path, dec. 1886.
 22. Ibid.
 23. Lucifer, jen. 1883.
 24. Свет на Пути.
 25. Бхагавадгита.
 26. Свет на Пути.
 27. Teosophist, oct. 1888.
 28. Бхагавадгита.
 29. Ibid.
 30. F.Hartmann. Magic.
 31. Бхагавадгита.
 32. Ibid.
 33. Path, july 1889.
 34. Path, aug. 1889.
 35. Path, july 1889.
 36. Spirit of the Testament.
 37. Ibid.
 38. Teosophist, july 1889.
 39. Teosophical Siftings, #3, V.2, 1889.
 40. Патанджали. Афоризмы йоги.
 41. J.Buck. Man.
 42. F.Hartmann. Magic.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг@Mail.ru

 

© Dominus & Co. at XXXIII-XLXII A.S.
 18+