Е.П.Блаватская. "Практический оккультизм"

                                  Е.П.Блаватская

                             ПРАКТИЧЕСКИЙ ОККУЛЬТИЗМ
____________________________________________________________________________

                             ПРАКТИЧЕСКИЙ ОККУЛЬТИЗМ

   За последнее время появилось много желающих получить наставления в практи-
 ческом оккультизме. Поэтому необходимо раз и навсегда разъяснить:
   а) существенную  разницу  между теоретическим и практическим оккультизмом,
 то есть,  между тем, что, вообще, известно под именем теософии, с одной сто-
 роны, и тем, что принято называть оккультными науками, с другой; и
   б) свойства затруднений, с которыми сопряжено изучение последних.
   Теософом сделаться  не трудно.  Всякий человек с средними умственными спо-
 собностями и склонностью к мистицизму,  не эгоист, ведущий чистую бескорыст-
 ную жизнь, находящий больше радости в возможности помогать ближнему, чем по-
 лучать помощь самому,  всегда готовый жертвовать своими удовольствиями  ради
 пользы дpугих, любящий Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не достав-
 ляемой ими пользы, есть теософ.
   Но совсем  другое  лело стать на тот путь,  который ведет к знанию верного
 образа действий,  к верному распознаванию добра и зла;  на тот путь, который
 ведет человека к такому могуществу,  что он может творить желаемое добро, не
 пошевельнув по-видимому даже пальцем.
   Кроме того,  есть важный факт, с которым следует познакомить изучающего, а
 именно: Учитель несет громадную, почти безгpаничную ответственность за свое-
 го ученика. Начиная с восточных Гуру, которые учат откpыто или тайно, вплоть
 до немногочисленных Каббалистов Запада,  беpущихся пpеподавать начала  Cвя-
 щенной Науки своим ученикам - причем эти иерофанты Запада часто сами не зна-
 ют об опасности, которой подвергаются, - все эти "наставники" подвластны од-
 ному  и  тому  же закону.  С того момента,  когда они на самом деле начинают
 учить,  с того часа, когда они передают ученикам какую-либо силу - психичес-
 кую,  умственную  или  физическую - они беpут на себя ответственность за все
 гpехи своих учеников, имеющие какую-либо связь с сокровенными науками, будут
 ли  то грехи упущения или грехи совершения;  и это - вплоть до того времени,
 когда посвящение сделает из ученика в свою очередь  ответственного  Учителя.
 Есть  роковой  и  мистический религиозный закон,  соблюдаемый и пользующийся
 большим уважением в греческой цеpкви,  на половину забытый в  римско-католи-
 ческой  и  совершенно  отсутствующий в протестантской.  Он относится к самым
 первым дням Христианства и имеет основание в  твердо  установленном  законе,
 символом  и выражением которого он был.  Это - учение о безусловной святости
 отношений,  существующих между крестными отцом и матерью и крестником.*  Они
 как бы берут


 ___________________

   * Связь,  установленная таким образом,  считается в греческой церкви  нас-
 только  священной,  что  брак между крестными отцом и матерью одного ребенка
 рассматривается как наихудший вид кровосмешения, считается незаконным и рас-
 торгается  по закону.  Этот абсолютный запрет распространяется даже на детей
 как одного так и другого крестных.

 на себя ответственность за все прегрешения вновь окрещенного (который  пома-
 зуется,  как  пpи посвящении:  крещение - воистину - таинство!) до того дня,
 когда он становится ответственной личностью,  способной распознавать добро и
 зло.
   Теперь, надеюсь,  станут понятными и осторожность Учителя  в  деле  выбора
 ученика, и требование от последнего семилетнего искуса, чтобы успели обнару-
 житься его пригодность и развиться те свойства, которые необходимы для безо-
 пасности как Учителя, так и ученика.
   Оккультизм - не магия.  Сравнительно не трудно научиться психическим фоку-
 сам и методам пользования более тонкими - хотя все еще материальными - сила-
 ми физической природы;  потому что способности животной души человека пробу-
 дить недолго, и силы, приводимые в действие его любовью, ненавистью или иною
 страстью,  paзвиваются достаточно быстро.  Но это - черная магия, колдовство
 потому что единственно,  что делает проявление внутренней силы черной (злов-
 редной) или белой (благодетельной) магией,  - внутренне побуждение. Человек,
 в  душе которого остался хотя бы малейший след себялюбия,  не должен пользо-
 ваться духовными силами;  иначе, - за исключением, если намерения его вполне
 чисты, - духовное преобразится в психическое, последнее проявится в астраль-
 ном мире и могут получиться самые страшные результаты.  Свойства и силы  жи-
 вотной  природы человека могут быть использованы одинаково как эгоистичной и
 мстительной душой,  так и самоотверженной и всепрощающей;  тогда как способ-
 ности и силы духа доступны лишь человеку с безусловно чистым сердцем,  и это
 и есть Божественная Магия.
   Каковы же те требования,  которые ставятся желающему изучать "Божественную
 Науку"?  Ибо необходимо помнить, что никакие наставления не могут быть даны,
 если  не  будут  соблюдаемы и строго выполнены известные условия,  в течение
 всего учебного периода. Это - соnditiо sinе quа nоn. Ни один человек не нау-
 чится плавать пока он не попадет в глубокое место реки. Ни одна птица не по-
 летит пока у нее не отросли крылья,  пока перед ней нет открытого пространс-
 тва и нет достаточного мужества, чтобы довериться воздушной стихии. Тот, кто
 желает употреблять в дело обоюдоострый меч,  должен научиться мастерски вла-
 деть тупым оружием, если он не хочет при первой же попытке нанести вред себе
 или - что еще хуже - дpугим.
   Чтобы дать  хотя  приблизительное  представление об условиях,  пpи которых
 изучение Божественной Мудрости может происходить в безопасностн,  не рискуя,
 что Божественная Магия перейдет в черную мы даем здесь страницу из так назы-
 ваемых "тайных правил", котоpые на Востоке снабжены все духовные наставники.
 Следующие  места  выбраны из общего числа правил и в скобках к ним добавлены
 пояснения.
   1. Место,  выбpанное для обучения, должно быть таково, чтобы ум не развле-
 кался, и место это должно быть снабжено предметами обладающими магнетическим
 влиянием.  Между  дpугими пpедметами должны быть и pасположеные в круге пять
 священных цветов.  Избранное место должно быть свободно от зловpедных  влия-
 ний,  носящихся в воздухе.  (Место должно быть уединенное и не иметь другого
 назначения.  Пять священных цветов пpедставляют собой цвета призмы, располо-
 женные в известном порядке;  они обладают большим магнетизмом. Под "зловpед-
 ными влияниями" подpазумеваются всякие смятения,  вызванные распрями, ссора-
 ми,  дурными чувствами и т.д.,  так как все они немедленно отражаются в аст-
 ральном свете и, сохраняясь в атмосфере помещения, как бы "висят в воздухе".
 Это первое условие как будто и легко выполнимо,  но, в действительности, оно
 из наиболее трудно достижимых).
   2. Прежде  чем  ученику  разрешено  будет учиться "лицом к лицу" он должен
 приобрести предварительные познания в избранном сообществе с другими мирски-
 ми upasaka (учениками), число которых должно быть нечетно.
   ("Лицом к лицу" означает здесь отдельное обучение, когда источником знания
 для ученика служит или его собственное высшее божественное "я",  или его Гу-
 ру.  Только тогда каждый ученик получает подобающие для него знания, в зави-
 симости  от  того,  как он использовал свои знания.  Это бывает лишь в самом
 конце обучения).
   3. Прежде чем поведать Лэну (ученику) благие глаголы Ламpина или разрешить
 ему подготовиться к Дубжеду,  ты (Учитель) должен позаботиться о том,  чтобы
 ум его был вполне очищен и в миpе со всеми,  в особенности же со своими дpу-
 гими "я".  Иначе слова Мудрости и благого закона булут рассеяны и  разнесены
 ветром. ("Ламрин" - произведение Тзон-ка-па, практические наставл- д у р д у
   ("Ламpин" - пpоизведение Тзон-ка-па,  пpактические наставления в двух час-
 тях,  из котоpых одна употpебляется духовенстом для эзкотеpических целей,  а
 другая - для эзотерических.  "Приготовиться к  Дубжеду"  значит  пpиготовить
 пpедметы,  нужные для ясновидения, такие как зеркала и кристаллы. "Другие я"
 относятся к товарищам ученикам.  Без величайшей гаpмонии между учениками ус-
 пех невозможен.  Выбирает учеников сам Учитель, сообразуясь с магнетическими
 и электpическими свойствами каждого из них,  заботливо соединяя  и  согласуя
 положительные и отрицательные элементы).
   4. Учась вместе,  upasaka (ученики) должны быть  неpазpывно  связаны,  как
 пальцы на одной руке. Запечатлей в их душах, что все, огорчает одного, долж-
 но огорчать и лругих,  и что, если радость одного не находит отзвука в сеpд-
 цах других, - это значит , что тpебуемых условий нет налицо и прололжать за-
 нятия - бесполезно.  (Это едва ли может случиться, если первоначальный выбор
 был сделан согласно законам магнетизма.  Известны случаи,  когда ученикам, в
 других отношениях подававшим надежды и способным воспринять истину, приходи-
 лось  ждать годами благодаря своему характеру и невозможности настроить себя
 в созвучие с товарищами. Ибо.,.).
   5. Подобно  тому,  как  струны  лютни должны быть настроены,  чтобы каждая
 струна звучала по своему и все же издавала бы звуки, гармонирующие с другими
 струнами, также и Учитель должен настроить своих учеников. Вместе взятые они
 должны представлять резонатор,  ответно вибрирующий во всех частях своих при
 малейшем  прикосновении  (Учителя).  Таким образом души их будут открыты для
 гармоний Мудрости,  которая проникнет знанием в каждого и во всех, производя
 результаты,  приятные  для  охраняющих богов (ангелов-хранителей) и полезные
 для учеников. Так Мудрость будет навсегда запечатлена в их сердцах, и гармо-
 ния закона никогда не будет нарушена.
   6. Желающие приобрести познания,  ведущие  к  Siddhis  (оккультные  снлы),
 должны отказаться от всякой житейской и мирской суеты. (Cледyет пеpечисление
 Siddhis).
   7. Никто  не  должен  ощущать  различие между собой и своими сотоварищами,
 вроде следующего:  "Я - самый мудрый",  или "Я - более свят и  более  угоден
 Учителю,  или нашей общине,  чем мой собрат", и т.д. и в то же время - оста-
 ваться uраsака (учеником).  Его помышление должно быть  направлено  на  свое
 собственное  сердце,  изгоняя из него всякую враждебную мысль к какому бы то
 ни было живому существу. Оно должно быть полно чувства единства с остальными
 существами, также и со всей Природой, иначе ученик не добьется успеха.
   8. Лэну (ученик) должен бояться лишь внешнего живого влияния  (магнетичес-
 ких эманаций от живых существ). По этой причине, находясь внутренне в полном
 единстве со всеми, он в то же время обязан тщательно обособлять свое внешнее
 (физическое)  тело от всякого чужого влияния:  никто не должен есть или пить
 из его чаши "кроме него самого", и он должен избегать всякого телесного соп-
 рикосновения (не трогать и не дозволять касаться до себя) с человеческим или
 с животным существом.
   (Не разрешается  держать любимых животных и даже запрещается дотрагиваться
 до известных деревьев и растений.  Ученику необходимо жить,  так сказать,  в
 своей  собственной  атмосфере,  чтобы индивидуализировать ее ради оккультных
 целей).
   9. Ум ученика должен оставаться равнодушным ко всему,  кроме мировых истин
 в природе,  дабы "Учение Сердца" не превратилось в одно  лишь  "Учение  Ока"
 (т.е. в пустую внешнюю обрядность).
   10. Ученик не должен есть никакой животной пищи, ничего, в чем есть жизнь.
 Он не должен употреблять вино, спиртные напитки или опий, ибо, подобно Лама-
 инам (злым духам), устремляющимся на неосторожного, они уничтожают разум.
   (Вино и  спиртные  напитки  поглощают  и сохраняют в себе дурной магнетизм
 всех людей, участвовавших в их приготовлении, и мясо животного обладает пси-
 хическими свойствами своей породы).
   11. Медитация,  воздержание во всем, исполнение нравственных обязанностей,
 благие  мысли,  добрые дела и приветливые слова,  и благоволение ко всем,  и
 полное забвение о себе,  - вот самые действенные  средства,  чтобы  добиться
 знания и приготовить себя к восприятию высшей Мудрости.
   12. И только при условии самого строгого  соблюдения  всех  вышеизложенных
 правил,  Лэну  (ученик) может надеяться приобрести со временем Сидхи (психи-
 ческие силы) Архатов и достигнуть того духовного  роста,  который  даст  ему
 возможность постепенно слиться воедино с Мировым Единством.
   Эти двенадцать извлечений взяты из общего числа  семидесяти  трех  правил,
 перечислять которые было бы бесполезно, ибо в Европе они лишены всякого зна-
 чения. Но даже и этих правил достаточно, чтобы показать, как безгранично ве-
 лики те затруднения, которые лежат на пути желающих стать "Uраsaка", которые
 родились и воспитались на Западе*.



 ___________________

   * Все "чела", даже светские, называются "Uраsakа" вплоть до первого посвя-
 щения,  после которого они становятся Lаnоо-Uраsака.  До этого дня все, даже
 принадлежащие к монастырям (Lаmаsеries), считаются "Мирскими".

   На Западе вообще,  а в Англии в особенности, все воспитание проникнуто ду-
 хом соревнования и борьбы,  и в школах усердно культивируется так называемое
 "дружеское соревнование": ребенка побуждают учиться скорее, перегонять своих
 товарищей и превосходить их во всем, а затем, последующая жизнь всеми своими
 подробностями только питает и развивает этот дух. Может ли человек, которому
 с детства были привиты такого poда понятия, сознавать себя связанным со сво-
 ими товарищами "как пальцы на одной руке"?  Тем более,  что не сам он избрал
 их, основываясь на собственной симпатии и оценке. Они выбраны Учителем в си-
 лу совершенно иных соображений.  И тот, кто хочет быть челой, должен предва-
 рительно найти в себе достаточно силы,  чтобы убить в  своем  сердце  всякую
 неприязнь и антипатию к другим.  Многие ли из европейцев готовы сделать хотя
 бы серьезную попытку в этом направлении?
   А затем, мелочи повседневной жизни, запрещение прикасаться даже к наиболее
 близкой  и  дорогой  руке.  Как оно противоречит западным понятиям о любви и
 сердечных отношениях! Каким холодным и жестоким кажется оно, это запрещение!
 И не скажет ли житель Запада, что отказывать в радости другим ради собствен-
 ного развития - эгоистично?  Самое лучшее,  если люди, думающие так, отложат
 свою попытку вступить на путь до другой жизни. Но пусть они не гордятся сво-
 им мнимым бескорыстием,  ибо,  на самом деле,  они позволяют обманывать себя
 кажущимися видимостями,  условными понятиями, основанными на эмоциях и поры-
 вах,  или так называемой вежливостью; но все это - пpинадлежности нереальной
 жизни, а не повеления Истины.
   Но даже оставляя в стороне эти трудности,  которые можно рассматривать как
 "внешние", хотя значение их тем не менее велико - посмотрим, могут ли учени-
 ки Запада "настроить себя" гармонично по отношению к другим,  как это требу-
 ется от них?  Личность в Европе и в Америке развита так сильно, что в ней не
 найдется ни одной - даже художественной - школы, члены которой не ненавидели
 бы  и  не  завидывали бы друг другу.  "Профессиональная" ненависть и зависть
 вошли в поговорку;  всякий старается увеличить свое благосостояние во что бы
 то ни стало;  и так называемые правила вежливости лишь пустая маска, прикры-
 вающая этих демонов ненависти и зависти.
   На Востоке дух "единения" прививается также усердно с детства,  как на За-
 паде - дух соревнования; там не дают так сильно разрастаться ни личному чес-
 толюбию,  ни личным чувствам и желаниям.  Если почва по природе хороша,  она
 возделывается в надлежащем направлении,  и ребенок вырастает в  человека,  в
 котором привычка подчинять свое низшее "я" высшему - сильна и могущественна.
 На Западе человек смотрит на свои симпатии и антипатии к людям  и  явлениям,
 как на руководящий принцип для своего поведения, а в худшем случае он возво-
 дит его в закон своей собственной жизни и стремится подчинить  ему  и  чужую
 жизнь.
   Пусть неудовлетворенные тем,  что они получили в Теософском обществе, при-
 мут  к сердцу слова,  сказанные нами в статье в "Пути" за последний февраль:
 "Ключ,  открывающий каждую новую ступень,  есть сам стремящийся" "и не страх
 Божий", есть "начало Премудрости", а самопознание, которое есть Сама Премуд-
 рость.
   Сколько величия и истины являет, таким образом, оккультизм ученику, начав-
 шему претворять в жизнь некоторые из вышеизложенных истин. Ответ, дававшийся
 Дельфийским  оракулом  всем  приходившим  искать свыше оккультной Мудрости -
 слова повторенные и утвержденные снова и снова мудрым Сократом:
   "Человек, познай себя".

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг@Mail.ru

 

© Dominus & Co. at XXXIII-XLXIII A.S.
 18+